Статья

Экономия времени — экономия денег: ИТ свяжут Мосгорсуд с 12 ключевыми госорганами

Интеграция с 12 ведомствами — самая сложная и уникальная часть реализуемого сейчас проекта автоматизации столичного судопроизводства. Система межведомственного взаимодействия свяжет Мосгорсуд электронным документооборотом с теми структурами, с которыми наиболее часто приходится обмениваться информацией. Сокращение бумажного документооборота даст колоссальную экономию, ожидают инициаторы проекта.

Другие статьи
Исследование: участники судебных процессов дали оценку электронному правосудию в Москве

12 связанных ведомств

С самого первого дня одним из важнейших элементов «Комплексной информационной системы судов общей юрисдикции» (КИС СОЮ), которая внедряется сейчас в московских судах, называли систему межведомственного взаимодействия. Она добавила и без того революционному проекту еще больше веса и уникальности.

«Всего речь идет о 12 ведомствах. В России еще нет подобного уровня системной интеграции между госорганами. Это очень сложно по организационным и техническим причинам. Поэтому за реализацией этой части проекта должен последовать ощутимый результат в виде экономии времени. А если будет экономия времени, то будет и экономия денег», — уверена заместитель генерального директора компании «Крок» Татьяна Толстова.

Основная идея в том, что обработка бумажных документов отнимает время не только у судебной канцелярии, но и у госструктур, с которыми суды часто обмениваются информацией. Теперь обмен сведениями со столичными представительствами различных структур будет происходить в электронном виде. Например, ГИББД сможет за считанные минуты предоставить в суд сведения о лишении прав или истории правонарушений конкретного фигуранта дела. Налоговики будут отправлять ответы на запросы по 2НДФЛ, ЕГРИП и ЕГРЮЛ, а получать — копии судебных актов. Сотрудники миграционного управления МВД смогут делиться информацией о миграционном статусе субъекта и наличии у него разрешения на работу. В Службу исполнения наказаний судьи будут отправлять электронные копии материалов дел — для ознакомления содержащимися под стражей.

Помимо этого, обмен самыми различными документами наладят с московской Прокуратурой, Следственным комитетом, столичными управлениями Федеральной службы судебных приставов, Федерального казначейства, Росреестра, управлением по контролю за оборотом наркотиков в составе МВД, зональным информационным центром МВД и Почтой России.

«Мы надеемся, что после внедрения соответствующей электронной системы обмен документами станет более эффективным и позволит и нам, и ведомствам работать организованней и быстрее, — считает заместитель председателя Московского городского суда Дмитрий Фомин. — Конечно, есть определенные сложности, связанные в том числе с технической оснащенностью этих органов. На первых этапах реализации нашего проекта мы надеемся хотя бы на оперативный обмен информацией».

Ключевым для столичной судебной системы окажется взаимодействие с управлением Федеральной службы судебных приставов по Москве (УФССП). Коммуникация будет выстроена с помощью защищенного канала связи, на одной стороне которого будут специальные системы в судах общей юрисдикции, а на другой — аналогичная система в УФССП.

Число исполненных судебных решений вырастет в разы

Как раз в этой части проекта кроется выполнение одной из его целей — повышение исполняемости решений. Пока этот показатель оставляет желать лучшего — лишь каждый четвертый вердикт оборачивается реальными действиями. При этом растет нагрузка на канцелярию УФССП Москвы: если за первые 6 месяцев прошлого года туда поступило 1,17 млн исполнительных документов, то в этом году показатель вырос до 3,06 млн. В судах рассчитывают, что электронный документооборот сократит временные затраты на исполнение решений в разы, а сами показатели исполняемости вырастут в 2 раза.

Сейчас процедура такова: на основании своего решения судья составляет исполнительный лист. Он почтой отправляется в службу приставов, где сотрудник канцелярии после изучения всех необходимых деталей регистрирует документ в базе автоматизированной информационной системы. После этого пристав открывает исполнительное производство. В чем-то оно похоже на расследование: например, если речь идет о взыскании средств с должника, нужно отправить запросы в некоторые госорганы и банки. Эксперты иронизируют, что вывести деньги со счета и предстать нищим ответчик может успеть еще на первом этапе — пока бумаги будут идти из суда.

«Идея заключается в переходе на электронные исполнительные документы, — раскрывает замысел Татьяна Толстова. — Благо, в ноябре прошлого года было принято постановление правительства, которое разрешило не только использовать их, но и не дублировать эти документы в бумаге. Таким образом, приставы могут получать исполнительные документы и сразу приступать к их исполнению».

Запуск этой части проекта в пилотную эксплуатацию уже произошел: из Бутырского суда приставам отправили в электронном виде реквизиты трех исполнительных листов. Информация по ним получила отражение в базах данных обоих ведомств. До конца года стороны обсудят технологические и организационные аспекты взаимодействия, возможны и некоторые доработки, после чего начнется этап промышленной эксплуатации.

«Мы планируем перейти на стопроцентный обмен исполнительными документами, выданными судами. С нашей стороны, будет происходить обмен основными ключевыми процессуальными документами: постановлениями о возбуждении и об окончании исполнительного производства. Дальше пакет документов, получаемый судом, будет расширен и дополнен. Плюс ко всему есть задумка: получать повестки о назначении судебных заседаний для того, чтобы оперативно реагировать, готовить отзывы, материалы для судей. Так им будет проще рассматривать жалобы и заявления, которые поступают в суд. Это позволит судье в онлайн-режиме видеть процессуальные документы, а также решения, принятые судебным приставом в рамках исполнительного производства», — рассказывает заместитель главного судебного пристава столицы Наталья Бугаева.

СИЗО переполнены: люди ждут документов из судов

Другим госорганом, с которым будет налажено межведомственное взаимодействие, станет Управление федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН) по Москве. Соглашение об обмене документами с Мосгорсудом было подписано еще в мае. Это же соглашение предусматривает установку в УФСИН необходимого оборудования.

Московские СИЗО перенаселены как минимум на треть. Одна из причин заключается в невозможности отправки обвиняемого в колонию до получения копии приговора в бумажном виде. Документ, который сегодня идет из судов обычной почтой от недели до месяца, приобщается к делу после подписания заключенным. В будущем, после законодательного признания юридической значимости документов в электронном виде, обмен электронными приговорами и расписками позволит устранить проблему и не тратить лишние время и деньги на содержание арестантов, которые уже должны быть направлены в места отбывания наказаний.

Пока речь идет о пилотном внедрении. Если эксперимент окажется удачным, будет разработан соответствующий законопроект, позволяющий внедрить эту практику по всей Москве. Также будет решена проблема ознакомления с материалами дела. Сейчас единственную копию месяцами мусолят адвокаты и их клиенты, которых из СИЗО надо еще и привезти. Траты времени и денег могут исключить сенсорные киоски, установка которых сейчас обсуждается. С их помощью находящиеся под следствием будут изучать документы, получив от Мосгорсуда уникальные ссылки. В качестве пилотного СИЗО выбрано Бутырское.

В активной фазе находится обсуждение подсистемы межведомственного взаимодействия и на уровне Федеральной налоговой службы. Ее глава уже провел встречу с руководством Московского городского суда. Перспективы интеграции налоговики оценивают положительно. Во главе угла — оперативный обмен документами в электронном виде. Судам он нужен для более быстрого отправления правосудия, а налоговым органам — для своевременного исполнения решений. Юридические и технологические аспекты нового формата сотрудничества уже обсуждаются.

Связь со Следственным комитетом

Аналогичным образом, в бумажном виде, поступают в суды и обвинительные заключения и прочие документы следствия из Следственного комитета по Москве. В настоящее время обеспечена возможность электронного обмена документами между судами общей юрисдикции и Главным следственным управлением Следственного комитета по Москве. Для этого в ГСУ СК организован защищенный VPN-канал, установлено шифровальное оборудование, а также внедрена система АИС «Ведомство» для передачи электронных версий документов в суды, и получения от них итоговых судебных актов. Предварительные испытания уже проведены и завершились успешно. В настоящее время прорабатываются варианты тиражирования решения на остальные отделы ГСУ Следственного комитета по Москве, в качестве основного из них – поставка сканеров и прокладывание зашифрованных каналов связи от каждого из отделов до централизованного дата-центра в Мосгорсуде.

Реализация полноценной интеграции повлияет не только на оперативность межведомственного взаимодействия, но также и на общее время доставки документов из Следственного комитета в суды, а из судов - в СИЗО. То есть, опять же, может способствовать уменьшению сроков пребывания обвиняемых в следственных изоляторах и сложностей с их конвоированием для доставки в суды.

Ход проекта
новости
Видео
В Москве завершено внедрение электронного правосудия: что дальше?

08.10.2018

Как подать электронное заявление в суд? Пошаговая инструкция

11.10.2018

Как найти в интернете информацию о судебных разбирательствах?

11.10.2018

Электронное правосудие в столице: почему отказ от бумаги улучшит жизнь москвичей

30.09.2016

Интеграция Судебной системы и Службы приставов г. Москвы

17.05.2016

Инфографика