Интервью

Глава столичного казначейства: Технологии не только ускорят судопроизводство, но и повысят доверие граждан

Внедряемая в Москве «Комплексная информационная система судов общей юрисдикции» коснется не только судебной ветви власти. Одним из государственных органов, работа которого изменится со следующего года, станет городское казначейство. Почтовую пересылку исполнительных листов, которая нередко затягивается на месяцы, заменит практически мгновенный электронный документооборот. О том, какие выгоды это принесет, CNews рассказал руководитель столичного Управления Федерального казначейства Андрей Гурович.

Другие статьи
Электронное правосудие позволило сократить время регистрации дел в судах минимум в 5 раз
Экономия времени — экономия денег: ИТ свяжут Мосгорсуд с 12 ключевыми госорганами

Уровень судов — один из критериев качества работы государства

CNews: Андрей Михайлович, расскажите, пожалуйста, как возникла идея об участии Управления Федерального казначейства по Москве в создании «Комплексной информационной системы судов общей юрисдикции»?

Андрей Гурович: Говоря о предпосылках проекта, важно понимать, что есть глобальная задача, и есть конкретные технические недостатки сложившейся системы документооборота. В чем общая цель? Суды — отдельная ветвь власти, а потому уровень судов — один из критериев качества работы государства. Чем более прозрачной будет судебная система, тем выше будет рейтинг государства как на международной арене, так и среди собственных граждан. Население верит государству тогда, когда знает, что может найти правду в суде.

Поэтому, когда в Московском городском суде нам рассказали о разработке «Комплексной информационной системы судов общей юрисдикции», мы сразу приняли решение об участии в проекте. Ни для кого не секрет, что Мосгорсуд — один из самых прогрессивных судов страны в области внедрения современных технологий. Да и казначейство может похвастаться развитыми ИТ-системами. Свою роль сыграло и то, что проект реализуется под эгидой Всемирного Банка. По их оценкам, аналогов такой системы в мире не существует. И с точки зрения прозрачности, и с точки зрения технической реализации.

Перед нами был поставлен ряд задач, одной из которых стало внедрение электронного исполнительного листа. Эта идея достаточно глобальна, и нам отводится лишь небольшой участок.

Почему мы согласились? Эта тема давно обсуждалась. Еще 10 лет назад для реализации данного проекта были привлечены представители Казначейства, службы судебных приставов, арбитражных судов и судов общей юрисдикции. Но фактически проектом никто не занимался. Поговорив с председателем Мосгорсуда Ольгой Егоровой, мы создали рабочую группу. В настоящее время есть возможность «обкатать» на нас новую схему и претворить проект в жизнь.

CNews: Давайте разберемся с технической стороной проекта. Какой путь сейчас проходит исполнительный лист, поступая в казначейство?

Андрей Гурович: Сначала он, вместе с почтой, приходит в административный отдел. Оттуда документ направляют мне, как руководителю, либо куратору направления. Тот его спускает уже в профильный отдел — это зависит от того, где открыт счет должника. Там специалисты изучают исполнительный лист и выясняют: да, такой должник имеется. После этого делается специальный запрос в юридический отдел — для правовой экспертизы этих документов. Если заключение положительное, то лист принимается к исполнению, а должнику направляется уведомление. Соответственно, если у него на счете есть деньги, то он в течение 10 дней должен предоставить специальный платежный документ — заявку на расход по оплате исполнительного листа. Если денег нет, то необходима другая заявка — на имя главного распорядителя — о выделении средств. В течение трех месяцев после этого мы ждем поступления денег.

CNews: И это только на уровне управления такие сроки. А ведь исполнительные документы должны еще дойти до вас…

Андрей Гурович: Да, ведь пока суд их выдаст, пока они почтой дойдут до нас, мы же понимаем, сколько времени это может занять. А если юридический отдел во время правовой экспертизы выявит, например, несоответствие резолютивных частей решения суда и исполнительного листа? Это основание для возврата документов. Получается, вся переписка может длиться, конечно, не годами, но достаточно долго. Зачастую затраты на переписку превышают размеры взысканий, наложенных судом.

CNews: А каков объем исполнительных документов, которые вы получаете из Московского городского и районных судов?

Андрей Гурович: Так как Мосгорсуд чаще всего рассматривает дела в первой инстанции в меньшем количестве в сравнении с районными судами, то в основном мы получаем исполнительные листы от районных судов. Например, за первые полгода мы получили около 200 документов.

Мы уходим от бумаги

CNews: Каким станет процесс обработки документов из судов после реформы?

Андрей Гурович: В том-то и дело, что электронный исполнительный лист позволит уйти от практики обмена большим количеством бумажных документов. Ведь сейчас мы получаем не только исполнительный лист, но и, например, судебный акт, который нам совсем не нужен. Сама форма электронного исполнительного листа уже предполагает и описательную, и резолютивную часть.

Этот документ будет формироваться судом с помощью, в том числе, и наших баз данных. Какие сейчас существуют типичные ошибки? Например, неправильно указан должник. Почему? Потому что у суда может быть некорректная информация. Интеграция с казначейством устраняет эту проблему: при выписке исполнительного листа будет использоваться актуальная и ежедневно обновляемая информация из наших баз. Там будут сведения о должниках, их реквизиты, реквизиты органа Федерального казначейства и так далее. Фактически, в суде нужно будет только заполнить графу с резолютивной частью, например, «взыскать 100 рублей с такого-то РОВД».

После оформления исполнительного листа судья подписывает его своей электронной цифровой подписью. Ее наш удостоверяющий центр выдает бесплатно. Потом документ направляется к нам, в течение нескольких минут он попадает в единую базу и проходит обработку. Что важно: в профильный отдел он будет поступать, минуя административный и юридический. Если у должника есть деньги на счете — они списываются, и физическое или юридическое лицо в течение 1–2 дней получает взысканную сумму.

Таким образом, процесс упрощается в разы, а главное — мы уходим от бумаги и излишней волокиты. А ведь в этом кроются не только определенные финансовые выгоды или ускорение сроков, но и снижение нагрузки на сотрудников, которые могут тратить высвободившееся время на другие обязанности.

CNews: И это сочетается с идеей повышения прозрачности судебной системы и ее взаимодействия, в том числе, и с вами…

Андрей Гурович: Конечно! Ведь что мы получим после запуска проекта? Я могу подать в суд заявление с указанием реквизитов должника, а потом получить деньги на свою банковскую карту, не затрачивая на это никакого времени. В рамках, конечно, процессуальных сроков исполнения. Потребуется, может быть, только 2–3 раза сходить в суд для рассмотрения искового заявления. Добавьте к этому ведение видеотрансляций заседаний, создание личных кабинетов для всех участников процессов и так далее.

У гражданина не должно складываться ощущение, что пока исполнительный лист условный месяц идет к нам, что-то может потеряться. Или, не дай бог, что кто-то что-то переписал или поставил не ту печать. Очень много исполнительных листов направляются обратно в суд из-за неверного оформления. А гражданину что нужно? Скорость и результат.

CNews: Устраняется коррупционная составляющая?

Андрей Гурович: Почему государственные органы так настроены на использование современных технологий? Потому что они позволяют отслеживать все происходящие процессы и не допускать неправомерного влияния на них. Бумагу можно потерять или неправильно заполнить, в том числе сознательно. Существует очень много тонких мест, где проявляется человеческий фактор. И электронный исполнительный лист убирает эту составляющую. Чем меньше кто-то влияет на уже вынесенные решения, тем у больше у людей веры, что эти решения будут исполнены так, как нужно. А это, как я уже сказал, повышает доверие к государству в целом.

К концу года выйдем на промышленную эксплуатацию

CNews: Есть ли технические, законодательные проблемы?

Андрей Гурович: Увы, и те, и другие. Но на техническом уровне все несколько проще. Многие годы ИТ-системы государственных органов жили своей жизнью. Мы используем автоматизированную систему Федерального казначейства, приставы используют что-то свое, суды — свое. Сейчас мы занимаемся их адаптацией друг к другу. Например, в самом формате электронного исполнительного листа не всегда учитывается специфика каждого ведомства. Но специалисты казначейства и Мосгорсуда постоянно на связи, поэтому технические вопросы решаются достаточно оперативно. С технической точки зрения ничто не мешает к концу года начать промышленную эксплуатацию системы.

CNews: Высшее руководство уже оценило работу системы?

Андрей Гурович: Еще в сентябре прошлого года она была протестирована в присутствии руководителей Федерального казначейства, главы Московского городского суда Ольги Егоровой и мэра столицы Сергея Собянина. Из Тушинского суда в их присутствии был успешно отправлен в наше управление специально сформированный исполнительный лист.

CNews: Проблемы законодательного характера сложнее?

Андрей Гурович: Есть глобальный вопрос, который от нас не зависит. Если говорить доступным языком, во всех профильных кодексах и законах введено понятие электронного исполнительного листа. Это сделано с помощью фразы о том, что документ может быть предоставлен как в бумажном виде, так и в электронном. Во всех, кроме бюджетного кодекса. Пока в нем не появится эта приписка — «в электронном виде» — мы будем вынуждены использовать бумажные носители. Впрочем, весной были направлены поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации, они уже прошли два чтения, и на осенней сессии мы ждем окончательного одобрения.

CNews: Проект потребовал модернизации ИТ-инфраструктуры вашего управления?

Андрей Гурович: Нет. Мы вносили минимальные изменения, связанные с адаптацией к системам Мосгорсуда и районных судов. Расширение штата тоже не потребовалось.

Вообще, ни для кого не секрет, что мы – одни из передовиков среди всех госорганов в части технического оснащения. В последние годы именно казначейству были поручены несколько глобальных ИТ-проектов, связанных с финансами или статистикой. Например, у нас реализован проект автоматизированной системы Федерального казначейства. Он был высоко оценен Всемирным Банком, с поддержкой которого и создавался. И вообще я хочу отметить, что еще с 2000 года Всемирный Банк оказывает поддержку реформам, проводимым в Российской Федерации в области управления государственными финансами. Можно вспомнить проект «Модернизация казначейской системы Российской Федерации», который был разработан с целью повышения уровня эффективности и прозрачности системы ассигнования государственных средств. Этот проект предусматривает предоставление консультативной поддержки по основным функциональным и техническим направлениям, разработку технологической архитектуры и прикладного программного обеспечения.

При этом мы, наряду с налоговой службой, обладаем самой разветвленной сетью территориальных органов. У нас есть представительства не то что во всех субъектах, но и практически во всех районах страны. Если казначейство даст поручение региональному представительству запустить взаимодействие с локальными судами как в Москве, это будет сделано оперативно. К слову, аналогичные проекты в ряде регионов уже есть, например, в Ставропольском крае.

CNews: Соответственно, и затрат у столичного управления Федерального казначейства в рамках этого проекта практически нет?

Андрей Гурович: Все расходы по проекту укладываются в текущий операционный ИТ-бюджет.

В нашей системе бумаги нет уже года три

CNews: Вам пришлось проводить обучение сотрудников?

Андрей Гурович: В целом бизнес-процесс понятен, по сути мы упрощаем то, что есть сейчас. В настоящее время обучение наших сотрудников запланировано, но его объемы будут зависеть от того – с помощью какого инструмента будет происходить взаимодействие с судами, будь то наша собственная система удаленного документооборота, либо система судебного делопроизводства. Дополнительно, на безвозмездной основе, мы проводим обучение и сотрудников судов г. Москвы.

CNews: Сколько человек так или иначе затронет внедрение «Комплексной информационной системы судов общей юрисдикции»?

Андрей Гурович: В целом это тысячи человек. Наших сотрудников — человек 20–30.

CNews: УФК будет получать документы от Мосгорсуда и остальных районных судов. А в обратном направлении с помощью новой системы будут отправляться какие-то материалы?

Андрей Гурович: Этим вопросом сейчас как раз занимаются наши технические специалисты. Конечно, суды хотят иметь обратную связь: некое уведомление сначала о поступлении исполнительного листа, а потом о его исполнении. Мы сейчас над этим работаем.

CNews: А с другими государственными органами ваше управление практикует обмен документами в электронном виде?

Андрей Гурович: Не только наше управление, но и Федеральное казначейство в целом. Со всеми бюджетополучателями у нас строго электронный документооборот. Каждый день мы проводим 200 тысяч операций. На бумаге это было бы невозможно, и ее нет в нашей системе уже года три. Кое-где остались бумажные атавизмы, стараемся переходить на банковские карты. Но в целом мы работаем в электронном поле.

CNews: Каким будет следующий шаг в интеграции с судебной ветвью?

Андрей Гурович: Мы взаимодействуем не только по теме исполнительных листов. Например, казначейство выступает в некоторых судебных процессах от имени Российской Федерации — когда подается иск к какому-либо ведомству и в нем фигурирует финансовая сторона. Так вот как раз следующий этап — получение и этих решений в электронном виде. Это десятки тысяч документов. Этот процесс, как мы надеемся, тоже будет проходить максимально прозрачно. Потому что самый лучший контроль — это общественный контроль. Так, как может проконтролировать суды общественность, не проконтролирует никто. Поэтому чем более открытыми будут данные, тем проще будет всем участникам этих процессов — и госорганам, и гражданам.

Ход проекта
новости
Видео
Электронное правосудие в столице: почему отказ от бумаги улучшит жизнь москвичей

30.09.2016

Интеграция Судебной системы и Службы приставов г. Москвы

17.05.2016

Инфографика