Электронное правосудие позволило сократить время регистрации дел в судах минимум в 5 раз
За 9 месяцев 2016 г. в апелляционную инстанцию Мосгорсуда поступило около 16 000 уголовных и 42 000 гражданских дел. Их приемом и регистрацией занимаются сотрудники канцелярий. Благодаря внедрению подсистемы межуровневого взаимодействия время регистрации каждого дела сократилось. О том, какие еще изменения ждут работников канцелярий, рассказывают Анастасия Симонова, начальник отдела обеспечения судопроизводства по гражданским делам, и Юрий Рахматов, начальник отдела обеспечения судопроизводства по уголовным делам апелляционной инстанции Мосгорсуда.
CNews: Сколько дел ежедневно поступает в Мосгорсуд? Каким образом они доставляются и обрабатываются?
Юрий Рахматов: В случае несогласия с решением, вынесенным каким-либо из 35 районных судов Москвы, к примеру, приговором или постановлением об избрании меры пресечения, граждане имеют право подать апелляцию. Апелляционная жалоба поступает в районный суд, откуда после соблюдения установленных законом процедур, жалоба и материалы дела направляются в Мосгорсуд. Здесь материалы дела поступают в экспедицию, которая их принимает и передает нам в канцелярию.
Сотрудник канцелярии проверяет наличие документов в соответствии с сопроводительным письмом – ведь уголовные дела могут состоять из сотни томов. После этого он берет бумажную статистическую карточку и вносит в нее информацию о деле. Это номер дела, количество томов, количество участвующих лиц и информация о них, название районного суда, где оно рассматривалось, фамилия судьи первой инстанции, дата поступления дела в Мосгорсуд, дата решения, категория дела и пр. После заполнения бумажной статистической карточки вся имеющаяся на ней информация также переносится в электронную базу данных.
За 9 месяцев 2016 года в Мосгорсуд поступило 15 923 уголовных дела и материала. Таким образом, в среднем в уголовную канцелярию ежедневно поступает 87 дел. На практике их доставка производится два раза в неделю, и их число может доходить до 400. Приемом и регистрацией дел занимаются 10 сотрудников. Они же передают дела председателю судебного состава, который распределяет их между судьями.
После рассмотрения дела оно возвращается в канцелярию. Одновременно помощник судьи вносит в электронную базу данных информацию о принятом решении. Сотрудник канцелярии делает в карточке дела отметку о рассмотрении и оформляет отправку дела обратно в районный суд.
Анастасия Симонова: Штатная численность сотрудников канцелярии по гражданским делам составляет 21 человек, по факту на данный момент работает 16 человек, которые обслуживают судей первой и второй инстанции. С начала года к нам поступило около 42000 дел. Таким образом, в каждый судебный день судебного заседания в апелляционной инстанции десятью судебными составами слушается порядка 500-600 дел.
В деле участвуют как минимум две стороны, но бывают и коллективные иски. В канцелярию обращается большое количество заявителей с просьбой предоставить им необходимую информацию по делу. Поэтому для гражданской канцелярии очень важно организовать прием граждан – как телефонный, так и личный. В канцелярии организован, и личный прием, и телефонный, то есть у граждан есть возможность дозвониться и уточнить информацию.
CNews: Какие новые возможности появились у вас после появления подсистемы межуровневого взаимодействия?
Юрий Рахматов: Нам необходимо не только хорошо, но и быстро выполнять свою работу. Поэтому от внедрения подсистемы межуровневого взаимодействия мы ждали сокращения времени регистрации и отправки поступающих к нам дел.
Сегодня практически все районные суды подключены к единой базе данных. Она поэтапно внедряется и в нашу работу, все сотрудники уже прошли обучение. Например, у нас уже появилась возможность загружать информацию из районных судов. Если раньше на внесение в электронную базу данных одной статистической карты уходило от 5 до 10 минут в зависимости от количества участников процесса, то теперь это занимает меньше минуты. Работник канцелярии просто в дальнейшем сверяет информацию, которую он внес на бумажную карту, с информацией, которую он видит на мониторе.
CNews: Какие еще возможности предоставит новая система?
Юрий Рахматов: В процессе реализации проекта мы неоднократно встречались с сотрудниками «Крок» и высказывали предложения по улучшению нашей работы. Например, мы предложили наносить на уголовные дела штрих-код и таким образом организовать их учет. Также постепенно все дела будут отсканированы и переведены в электронный вид. Таким образом, судья и участники процесса смогут знакомиться как с бумажными, так и с электронными версиями документов.
Кроме того, в Мосгорсуде внедряется система штрихового кодирования поступивших документов. В экспедиции установлен термопринтер для печати штрих-кода, который будет наклеиваться на каждый входящий документ. С помощью штрих-кода каждый документ можно будет привязать к соответствующему делу. Надеюсь, такая система заработает в полном объеме уже в 2017 году.
Также много говорилось про участие в судебном процессе лиц, находящихся в местах лишения свободы, с помощью видеоконференцсвязи. Сегодня во всех изоляторах города Москвы обеспечена такая возможность. Например, в Сизо №2 города Москвы установлено восемь видеокамер. Таким образом, судье и участникам процесса не надо ждать, пока освободится видеокамера, и содержащийся в СИЗО сможет участвовать в судебном процессе.
Вместе с системой межуровневого взаимодействия планируется внедрить систему межведомственного взаимодействия. Она позволит судам отправлять документы в следственный изолятор в электронном виде. Наряду с этим районные суды получат доступ к общей информации о всех делах, назначаемых в апелляционную инстанцию Мосгорсуда. Это, в свою очередь, позволит прогнозировать количество дел, которые поступят к нам на ближайшие слушания и оптимизировать расписание судебных заседаний.
CNews: Удастся ли вообще отказаться от ведения бумажных документов?
Анастасия Симонова: Если для этого появится законодательная возможность, то мы сможем полностью отказаться от ведения бумажных карточек, и работа секретаря канцелярии будет сконцентрирована на ведении автоматизированной базы данных.
CNews: Как изменится ваша работа, когда система заработает в полную силу?
Анастасия Симонова: Количество дел, рассматриваемых судами, растет с каждым годом. Соответственно, возрастает и нагрузка на сотрудников канцелярии. Они должны не только принимать поступающие в суд дела, но и отвечать на телефонные звонки, общаться с гражданами и адвокатами, которые пришли, к примеру, ознакомиться с материалами дела. Конечно, после того, как будет формироваться электронное дело и появится возможность подачи электронных заявлений в суд и ознакомления с его материалами через Личный кабинет, сотрудникам канцелярии станет значительно удобнее работать. У них появится больше времени на проверку поступающих дел, помощь судебному составу и иную работу.