Как электронные суды будут рассматривать уголовные дела
О том, как происходит рассмотрение уголовных дел, почему сроки судебных разбирательств часто затягиваются, и как изменится ситуация после того, как в Москве в полную силу заработает электронное правосудие, в интервью CNews рассказала Любовь Ишмуратова, председатель судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда.
CNews: Как происходит рассмотрение уголовных дел сегодня?
Любовь Ишмуратова: Процедура рассмотрения уголовных дел регламентирована Уголовно-процессуальным кодексом, она состоит из нескольких стадий и, по сути, направлена на выяснение всех существенно значимых обстоятельств конкретного дела. Процедура одинакова и для районных судов, и для Московского городского суда. Единственное отличие – это категория рассматриваемых уголовных дел. Нужно отметить, что с 1 января 2017 года, то есть с момента введения КИС СОЮ в промышленную эксплуатацию, в московских судах общей юрисдикции будет вестись аудио- и видеозапись судебных заседаний. Пока действующим уголовно-процессуальным кодексом это не предусмотрено, однако ее ведение станет существенным подспорьем для судей при установлении истины по делу.
CNews: Каковы объемы печатных документов, которые рассматривает суд? Используются ли электронные документы?
Любовь Ишмуратова: В настоящее время все материалы по делу поступают в суд на бумажном носителе. Это десятки, а иногда и сотни томов. Формирование электронного дела пока не предусмотрено законом, хотя большинство следователей составляют протоколы допросов и обвинительные заключения в электронном виде, распечатывают их на бумажный носитель и подшивают в уголовные дела. Например, лет 10 назад в одной из прокуратур города Москвы был пожар, и восстановить сгоревшие материалы одного из поступивших туда для утверждения обвинительного заключения уголовного дела удалось только потому, что оно было у следователя в электронном виде.
Сегодня мы активно обсуждаем возможность формирования уголовного дела в электронном виде, в том числе с МВД и Следственным комитетом. Тем не менее, уголовные дела на бумажном носителе все равно будут формироваться до тех пор, пока не будут внесены соответствующие изменения в законодательство.
CNews: Насколько активно сегодня используется видеозапись судебных заседаний?
Любовь Ишмуратова: В Московском городском суде ведется аудио- и видеозапись всех судебных заседаний. Также система уже эффективно работает в четырех районных судах, а залы судебных заседаний еще двадцати четырех судов уже оснащены всей необходимой аппаратурой. При рассмотрении жалоб в кассационном порядке аудио- и видеофиксация дает возможность судье объективно проверить доводы, изложенные в жалобах сторон, касающиеся нарушений уголовно-процессуального закона при рассмотрении дела.
Для объективного рассмотрения доводов жалобы суд кассационной инстанции истребует материалы уголовного дела. В прошлом году было истребовано около 6000 уголовных дел, а на рассмотрение было передано порядка 550 дел.
Но если жалоба касается нарушений УПК РФ, допущенных в суде апелляционной инстанции, мы сначала просматриваем аудио- и видеозаписи судебного заседания, и если нарушений не выявлено, то для принятия решения по жалобе в истребовании уголовного дела необходимости не имеется. Но бывают случаи, когда после просмотра видеозаписи судебного заседания, доводы жалобы подтверждаются, и уголовное дело, безусловно, передается на рассмотрение Президиума в связи с допущенными судом апелляционной инстанции нарушениями уголовно-процессуального законодательства.
Когда аудио- и видеозаписи судебных заседаний будут осуществляться во всех районных судах, это будет способствовать более объективному рассмотрению апелляционных жалоб на решение суда первой инстанции.
К январю 2017 года система аудио- и видеофиксации будет введена в 234 залах московских судов. Также будут оцифровываться и материалы уголовного дела, но пока только на стадии судебного разбирательства. Данные из районных судов хранятся в Центре обработки данных и будут доступны судьям. Судья, имея доступ к электронному делу, сможет перепроверить доводы, приведенные в жалобе, не истребуя материалы уголовного дела на бумажном носителе.
CNews: В каком виде будет формироваться судебное решение?
Любовь Ишмуратова: И в бумажном, и в электронном. Это происходит и сегодня – электронные судебные решения выкладываются в открытый доступ, а бумажные рассылаются всем участникам процесса. С введением электронного правосудия адвокату, участвующему в деле и представившему ордер, будет сформирован личный кабинет, предоставлен пароль к нему, благодаря чему он получит возможность доступа ко всем материалам дела, направления в суд ходатайств до начала судебного разбирательства, подачи апелляционных и кассационных жалоб по делу. Суд в свою очередь будет направлять адвокату ответы в электронном виде в личный кабинет и дублировать их на бумажном носителе по почте.
CNews: Как новые формы работы повлияют на эффективность работы судей?
Любовь Ишмуратова: Самое большое количество жалоб поступает на волокиту со стороны судов и органов предварительного расследования. На втором месте - жалобы на нарушение требований уголовно-процессуального закона.
Конечно, введение аудио- и видеозаписи судебных заседаний стимулирует судей вести процесс в строгом соответствии с требованиям закона. Для участников процесса как со стороны обвинения, так и со стороны защиты это также является стимулом лучше работать, корректно вести себя со всеми участниками процесса.
Также я надеюсь, что с 1 января 2017 года в судах существенно сократятся очереди, потому что исковые заявления и жалобы можно будет подавать через портал в электронном виде. Это должно снизить нагрузку и на работников судов, которые сегодня получают огромное количество почтовой корреспонденции, регистрируют ее, передают в канцелярию и только потом отправляют судье. Освободившееся время можно будет с успехом использовать для других профессиональных целей.
CNews: С чем еще связаны длительные сроки рассмотрения дел в судах?
Любовь Ишмуратова: Первая причина – неявка лиц по спискам, представленным сторонами. Это связано с тем, что стороны не обеспечивают явку в суд свидетелей. Ведь обязанность предоставления доказательств виновности лежит на стороне обвинения, а доказательств невиновности – на стороне защиты. Если сторона защиты, в основном, обеспечивает явку своих свидетелей, то со стороны обвинения это большая проблема.
Вторая причина связана с ознакомлением участников процесса с материалами уголовного дела в ходе судебного разбирательства при удовлетворении такого ходатайства, заявленного сторонами. Когда материалы уголовного дела составляют сотни томов, на это уходит много времени. Кроме того, это связано с доставкой подсудимого в суд для ознакомления с материалами уголовного дела. Надеюсь, что после того, как у нас заработают все подсистемы электронного правосудия, и адвокат через личный кабинет будет иметь доступ к материалам дела в период его рассмотрения, эта проблема будет решена, поскольку такой доступ станет круглосуточным. Также прорабатывается вопрос установки в изоляторах информационных киосков, с помощью которых лица, содержащиеся под стражей, смогут знакомиться с делом удаленно. Это тоже приведет к сокращению сроков рассмотрения дел.
CNews: Тем не менее, полностью отказаться от бумажных документов и запросов не удастся?
Любовь Ишмуратова: Электронное правосудие запускается только в судах, а МВД и Следственный комитет на сегодня продолжают работать с бумажными документами. Иногда у судов возникает необходимость поиска того или иного свидетеля, адреса, по которому он проживает. В таком случае мы направляем запрос по почте в Центральное адресное бюро. В бумажном виде отправляются запросы в психоневрологический диспансер – состоит ли лицо, привлекаемое к уголовной ответственности, на учете. Конечно, если у нас появится возможность получать информацию в электронном виде, этот процесс будет занимать считанные минуты.
Недавно в Бутырском суде были продемонстрированы возможности электронного взаимодействия суда и Федеральной службы судебных приставов (ФССП). Электронный исполнительный лист был сформирован, а затем направлен в ФССП. Через несколько минут мы получили уведомление о том, что исполнительный лист поступил в службу, а еще через некоторое время нам пришло сообщение, что он получен непосредственным исполнителем. После этого у судебного пристава-исполнителя есть три дня на то, чтобы принять решение либо о возбуждении исполнительного производства, либо о возврате исполнительного листа как несоответствующего требованиям.
Зачастую исполнительные листы теряются, когда их отправляют по почте. Для того, чтобы выдать дубликат исполнительного листа, суд должен по почтовому идентификатору проследить путь оригинала, выяснить, на какой стадии он пропал, отправить запрос на почту, получить сведения от ФССП о том, что исполнительный лист к ним не поступал. Мы должны удостовериться, что он действительно исчез и не будет предъявлен к исполнению. Только после этого назначается судебное заседание, по результатам которого выдается дубликат исполнительного листа. Вы можете себе представить сколько времени на это уходит? Таким образом после введения системы электронного правосудия сроки исполнения судебных решений существенно сократятся.
CNews: Как электронное правосудие поможет исполнению судебных решений?
Любовь Ишмуратова: Хотелось бы ввести практику обмена данными с различными государственными структурами, в которых имеется информация о движимом и недвижимом имуществе граждан. Ведь зачастую, особенно в процессе расторжения брака и раздела совместно нажитого имущества, одна из сторон, узнав о предстоящем разбирательстве, торопится распорядиться этим имуществом по своему усмотрению. Если, например, судья сможет направить определение о наложении ареста на имущество напрямую в инстанцию, где оно зарегистрировано, минуя ФССП, то безусловно, это окажет свое влияние на уровень исполнения судебных решений.
CNews: Какие дополнительные возможности, не предусмотренные проектом, были бы очень полезны в работе судьи?
Любовь Ишмуратова: Пока у нас возникло только одно дополнительное пожелание, и я надеюсь, оно будет реализовано. Мы хотим, чтобы аудиозапись судебного заседания автоматически переводилась в текстовый вид. Это было бы очень большим подспорьем для секретаря, который готовит протокол.
Когда в 2005 году я работала в районном суде, там в качестве эксперимента были установлены системы аудиопротоколирования. Секретарь формировала протоколы на основе этих аудиозаписей. За три года работы к нам поступили замечания на протокол судебного заседания всего по трем уголовным делам, да и те были незначительными. Ведь все, что говорилось в суде, можно было легко проверить, прослушав аудиозапись.
Если у нас появится система автоматической расшифровки аудиозаписей, то протокол судебного заседания будет формироваться прямо в день его проведения. И это будет огромный прогресс – ведь длительность судебной процедуры связана именно с тем, что секретари не успевают быстро изготовить необходимые документы. Сегодня на них лежит колоссальная нагрузка – это не только формирование протоколов, которые могут составлять 250-300 листов, но и написание повесток, вызов в суд, оформление доставки подсудимого, работа с адвокатами, прокуратурой, рассылка запросов и пр.
CNews: Как вы думаете, готовы ведомства, с которыми вы взаимодействуете в процессе судопроизводства, участвовать в проекте?
Любовь Ишмуратова: Переговоры идут, и все выражают готовность присоединиться к проекту. Сегодня, кроме ФССП, мы уже работаем с Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН). Осужденные не доставляются в суд апелляционной и кассационной инстанции, а участвуют в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи.
CNews: Какие новые возможности появятся в сфере транспарентности правосудия?
Любовь Ишмуратова: Уже сегодня любой гражданин может зайти на портал Московского городского суда и узнать, когда его жалоба поступила в суд, зарегистрирована ли она, на какое число назначено судебное заседание. Если жалоба подана в суд кассационной инстанции, можно проконтролировать, на какой стадии находится ее рассмотрение, истребовано ли уголовное дело для проверки доводов. Все судебные решения, за исключением категорий, определенных законом, выкладываются в открытый доступ на сайтах судов.
Думаю, что электронное правосудие сделает судопроизводство абсолютно прозрачным. Любой участник процесса, в том числе и адвокат, сможет детально ознакомиться с ходом судебного разбирательства на любой его стадии. В дальнейшем, когда к проекту присоединятся другие ведомства, например, органы МВД, прозрачным станет производство по уголовному делу на всех стадиях, в том числе и на досудебной. Но, разумеется, в допустимой законом мере.
Кроме того, мы надеемся, что такая открытость судебного процесса поможет нам бороться с подделками судебных решений и постановлений президиума Московского городского суда. Конечно, мы и сегодня вполне эффективно их выявляем. Но электронное правосудие позволит любому гражданину проверить, как ведет себя в суде адвокат, которому он поручил защиту своих интересов, подавал ли он жалобу, какое решение по ней было вынесено и многое другое.
Сегодня мы получаем много жалоб на то, что суды препятствуют адвокату реализовать право на защиту лица, с которым у него заключено соглашение. Но зачастую при детальном рассмотрении протокола судебного заседания выясняется, что это не так, и доводы жалобы не находят своего объективного подтверждения. В будущем количество жалоб с такими доводами будет сведено к минимуму.