Крок: Реформа судопроизводства принесет экономию времени и денег
В Москве полным ходом идет подготовка к запуску комплексной системы электронного правосудия. Уже в ближайшее время начнется тестирование основных ИТ-систем, а с января будущего года судопроизводство в столице станет совершенно другим. Проект внедрения целого ряда ИТ-систем в Мосгорсуде и 35 районных судах Москвы реализует компания «Крок». Об особенностях системной интеграции с ведущими ведомствами, а также пользе проекта для простых граждан в интервью CNews рассказала заместитель генерального директора «Крок» Татьяна Толстова.
CNews: Насколько масштабным будет проект, который реализуют в Московском городском суде?
Татьяна Толстова: Проект поистине инновационный и грандиозный. Как по объемам и функциональным требованиям, так и по срокам реализации. Конечным результатом станет построение Комплексной информационной системы судов общей юрисдикции (КИС СОЮ) города Москвы. Она начнет свою полноценную работу с января 2017 года. До этого момента будет создано 12 подсистем. Четыре из них — ключевые для будущей ИТ-инфраструктуры — обеспечат функционирование бизнес-процессов. Остальные восемь — прикладные подсистемы.
CNews: Каков бюджет проекта?
Татьяна Толстова: Еще в 2007 году Российская Федерация подписала соглашение с Международным Банком реконструкции и развития (МБРР), который выделил средства на поддержку, развитие и повышение открытости судебной системы страны. В них включены затраты на поставку оборудования, разработку программного обеспечения и так далее. Сумма, конечно, внушительная. Но если мы посчитаем количество подсистем, объектов автоматизации и пользователей, то на одного пользователя получится весьма скромная цифра.
Конкурс для определения исполнителя проекта проводился на протяжении 8 месяцев и состоял из двух этапов. На первом — участники представляли свои технические идеи и эскизы. Потом проводились переговоры, в ходе которых уточнялись требования и различные детали. Часть соискателей была допущена во второй этап, где производилась уже финансовая оценка.
Самое сложное — интеграция с госорганами
CNews: Можно ли уже говорить о сроках внедрения первых инновационных решений?
Татьяна Толстова: Базы данных 32-х из 35-ти районных судов, которые затронет реформа, уже перенесены в Центр обработки данных (ЦОД), созданный на территории Московского городского суда. Также проведены первичный инструктаж и обучение пользователей, получены отклики от председателей судов. Кроме того, к концу апреля мы закончили создание и сдали заказчику пять первых функциональных подсистем. В скором времени они будут запущены в эксплуатацию.
Среди них — внутренний портал, предназначенный для сотрудников судебной системы. Здесь будет публиковаться информация о различных приказах и внутренних мероприятиях, телефонные справочники и так далее. Этот портал станет внутренней ведомственной площадкой для обмена необходимыми документами и инфрмацией.
На внешнем портале будут публиковаться все судебные решения. Процесс публикации будет автоматизирован, но при этом с учетом всех необходимых реквизитов и в любое время суток. Любая из сторон процесса сможет посмотреть всю необходимую информацию, когда ей заблагорассудится.
Также к внедрению готова система межуровневого взаимодействия. Она упростит процесс передачи дел между инстанциями, например, районные суды смогут отправлять в Мосгорсуд материалы дел в электронном виде.
Еще одно решение — подсистема аудио- и видеозаписи судебных заседаний — позволит наблюдать за ходом того или иного заседания в рамках онлайн-трансляций. А сама запись будет прикрепляться к делу и помещаться в единое хранилище. В настоящее время заканчивается внедрение этой системы в 234 залах столицы, соответствующее оборудование уже смонтировано. Также к 1 мая мы закончили работу над электронным архивом. Это программа, которая облегчит поиск дел по запросам граждан. Таких обращений очень много, и автоматизация этого процесса сэкономит всем участникам уйму времени.
CNews: Действительно, полезные нововведения. Что последует за ними?
Татьяна Толстова: На следующем этапе, к 1 июня, мы завершим работу над одной из самых сложных систем под названием «Электронное дело». Сейчас в суде практически все дела рассматриваются на бумаге, на практике мы получаем буквально бумажные тома, к тому же в единственном экземпляре. На то, чтобы все стороны дел и их участники ознакомились с материалами, уходит приличное количество времени. Чтобы модернизировать этот процесс, в судах будут установлены сканеры, которые позволят создавать электронные версии всех документов и отправлять их в электронное хранилище. А значит, отпадет необходимость возить многотомные дела для ознакомления подсудимым в СИЗО.
И наконец, к 1 июля будут сданы еще три подсистемы: аналитики, видеоконференцсвязи с СИЗО и межведомственного взаимодействия. Что касается второго пункта, то эта практика существует давно, а потому хорошо отработана. В рамках нашего проекта камеры в СИЗО будут оснащены дополнительными средствами видеоконференцсвязи. Сейчас их не хватает, и судьи, участники процесса вынуждены ожидать долгое время, чтобы провести заседание с подключением подсудимого или обвиняемого.
CNews: Госорганы, с которыми Мосгорсуд планирует наладить электронное взаимодействие, готовы к переменам?
Татьяна Толстова: В этом плане работа также ведется. Например, для интеграции судов с Федеральной службой исполнения наказаний, Следственным комитетом и Генеральной прокуратурой мы специально разработали АИС «Ведомство», это программное обеспечение скоро будет внедрено.
С некоторыми органами планируем интеграцию с помощью Единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Это Налоговая и Миграционная службы, а также Росреестр. Правда, сначала к СМЭВу должен подключиться сам Мосгорсуд. А вот в Федеральной службе судебных приставов по Москве уже есть определенное программное обеспечение, здесь дополнительных инструментов не понадобится.
Всего речь идет о 12 ведомствах. В России еще нет подобного уровня системной интеграции между госорганами. Это очень сложно по организационным и техническим причинам. Поэтому за реализацией этой части проекта должен последовать ощутимый результат в виде экономии времени. А если будет экономия времени, то будет и экономия денег.
CNews: Какие-то еще элементы автоматизации предполагаются к реализации?
Татьяна Толстова: Да. Основная проблема, стоящая перед гражданами, вовлеченными в судебный процесс, — это получение информационной поддержки. Поэтому в рамках проекта будет создан единый портал. Здесь можно будет в любое время суток ознакомиться с вынесенными судебными решениями, расписанием заседаний или найти иные необходимые сведения. Например, можно будет ввести в поисковую строку словосочетание «расторжение брака», и понять, в какую инстанцию обращаться. Ведь многие не знают даже таких тонкостей. Единый портал позволит получить перечень документов, необходимых для обращения в суд, и образец их заполнения. А значит, граждане, не имеющие юридического образования, смогут подать заявление в суд с первого раза.
Там же можно будет посмотреть и видеозаписи судебных заседаний. Для этого создается отдельный раздел «Личный кабинет», посредством которого участники процесса смогут быстрее, не тратя время на бумажную волокиту, коммуницировать с судом, получать и направлять ходатайства.
Понятно, что после завершения всех работ, мы должны оставить корректно функционирующий комплекс. Поэтому будет обеспечена техническая поддержка, куда любой пользователь со стороны суда сможет обратиться за помощью. При этом он не должен понимать, с чем конкретно у него возникли проблемы — с каналом связи, компьютером или программой частью. Ему достаточно отправить заявку и знать статус ее рассмотрения. Это важно, потому что если система не поддерживается, то она не сможет полноценно «жить» в судах.
Электронную подпись — в каждый дом
CNews: Как простым россиянам подготовиться к запуску проекта? Что им понадобится для работы в новой системе?
Татьяна Толстова: Для этого понадобится электронная подпись (ЭП). Опыт использования этого инструмента в стране уже есть, и Мосгорсуд принимал в нем участие. Речь идет о специальном сервисе, реализованном в рамках соответствия «антипиратскому закону. Он позволяет правообладателям обратиться в суд с иском о нарушении прав правобладателей на опубликованный контент, но для этого они должны быть авторизованы с помощью электронной подписи. В нашем проекте будет реализована та же идея. Помимо этого, своя ЭП будет у каждого из судей. Поэтому единственное, что остается россиянам — уметь обращаться с интернетом.
Кстати говоря, сейчас в стране работают свыше 400 удостоверяющих центров, обеспечивающих ключами и сертификатами усиленной квалифицированной электронной подписи. Вполне возможно, что со временем Минкомсвязь, как исполнитель функций головного удостоверяющего центра, сократит их число до нескольких десятков, чтобы было проще контролировать.
CNews: В чем состоит уникальность проводимой реформы с технологической точки зрения?
Татьяна Толстова: В том, чтобы повысить уровень использования инновационных технологий в судебной среде. Например, на сегодняшний день судьи привыкли работать с бумагой. Это касается не только старшего поколения, но и молодых служителей Фемиды. Но вскоре эту культуру работы можно будет существенным образом оптимизировать. Для работы с электронными документами мы, в частности, устанавливаем поточные и книжные сканеры.
Еще один важный момент заключается в том, что мы убираем все базы данных из районных судов и переносим их в единый дата-центр, который находится в Мосгорсуде и защищен бесперебойными источниками электропитания и резервными мощностями. Это, в частности, позволяет предотвратить угрозу потери данных из-за плохого электропитания, а также сделать КИС СОЮ централизованной системой, к которой у судей всегда будет доступ. Для этого, кстати, предусмотрены и защищенные каналы с пропускной способностью 100 Мбит/с.
CNews: Насколько столичная судебная система изначально была технически готова к переменам?
Татьяна Толстова: В ходе прошлогодних исследований выявилось много проблем, о которых мы и не подозревали. К сожалению, в стране довольно непростая ситуация с оснащением и финансированием районных судов. Даже в Москве. Например, не хватает принтеров, ощутим недостаток рабочих компьютеров, стабилизаторов напряжения. Чтобы запускать новые системы, нужно сначала привести все это в порядок.
Доля российского продукта – 60 процентов
CNews: А что с безопасностью информационных систем? Вы как-то предусмотрели этот момент в рамках проекта?
Татьяна Толстова: Безопасность — это очень важный момент. Во избежание утечек данных и DDoS-атак со стороны недоброжелателей в рамках проекта будет создана отдельная подсистема информационной безопасности. В ней восемь модулей, каждый из которых отвечает за свой участок, начиная с антивирусной защиты и заканчивая вопросами аутентификации пользователей. К примеру, у каждого судьи и сотрудника аппарата появятся специальные карточки для доступа к системе. Также мы защищаем каналы связи, для этого построен VPN-туннель, внедряются системы межсетевого экранирования, будут осуществляться мониторинг событий информационной безопасности, анализ трафика и защищенности сети.
CNews: Учитывалась ли проводимая в стране политика импортозамещения при определении вендоров?
Татьяна Толстова: Да, мы изначально ориентировались на отечественные разработки, а также программное обеспечение с открытым исходным кодом для экономии на лицензиях. В проекте есть некоторые элементы иностранного производства, но доля российских ИТ-продуктов— примерно 60%, это с учетом «железа».
CNews: Возвращаясь к ММБР: будут ли международные эксперты оценивать качество проведенной работы?
Татьяна Толстова: Всемирный Банк в рамках проекта «Ведение бизнеса» (Doing Business) разработал очень наглядный рейтинг благоприятности условий ведения бизнеса, к которому прислушиваются во всех странах мира. Среди прочего он оценивает защищенность граждан, а также скорость и качество работы судебной системы. Когда-то Россия находилась в нем на 165-м месте. Но после того как арбитражные суды ввели систему электронного правосудия, мы сильно подскочили и по состоянию на июнь 2015 года находимся на 51 месте. Владимир Путин недавно заявил, что России по силам войти в первую двадцатку к 2018 году. Мы уверены, что если реализация нашего масштабного проекта даст свои результаты в Москве, а затем начнется экспорт этого опыта в другие регионы, то задачу президента мы выполним. Во Всемирном Банке об этом знают и подчеркивают уникальность нашего проекта.