Полпути пройдено: Мосгорсуд рассказал о первых результатах создания КИС СОЮ
В октябре 2015 г. стартовал проект создания комплексной информационной системы судов общей юрисдикции (КИС СОЮ) города Москвы. С сентября 2016 г. начнется массовое обучение сотрудников судов работе с системой. Окончательно работы по проекту будут завершены в декабре 2016 г. Таким образом, в 2017 г. в Москве появится настоящее электронное правосудие.
С результатами проекта создания комплексной информационной системы судов общей юрисдикции (КИС СОЮ), достигнутыми на сегодняшний день, получили возможность ознакомиться члены Общественной комиссии по взаимодействию с судейским сообществом города Москвы, в состав которой входят представители СМИ и общественных организаций.
Сегодня в московских судах
Как рассказал участникам заседания Дмитрий Фомин, заместитель председателя Московского городского суда, во всех судах общей юрисдикции столицы уже обновлен компьютерный парк, в Московском городском суде открыт Центр обработки данных (ЦОД), начался перевод архивов судов в электронный вид. Также расширена зона действия системы видеоконференцсвязи – участников процесса теперь можно подключать к заседанию прямо из учреждений временного содержания.
Кроме того, разработаны и начали тестироваться в судах пилотной зоны 6 прикладных подсистем. Так, завершено оборудование 234 залов судебных заседаний в 24 районных судах – в них установлены системы аудио- и видеопротоколирования. К работе готова подсистема «Электронное дело» – она поможет сократить сроки рассмотрения дел, а также время на предоставление материалов в вышестоящую инстанцию. Также полным ходом идет тестирование внутреннего и внешнего порталов. Последний – он же Единый портал судов общей юрисдикции – позволит централизовать всю информацию о работе 36 московских судов и рассматриваемых ими делах. В рамках этого портала предусмотрен Личный кабинет, предназначенный для подачи заявлений в режиме онлайн, доступа к материалам дел и просмотра видеозаписи заседаний с собственным участием. Прорабатывается и мобильный доступ к Личному кабинету. Еще одна готовая к работе система – «Электронный архив», сюда будут поступать дела по окончании судебных мероприятий. И наконец, на финишной прямой находится подсистема межуровневого взаимодействия, она позволит упростить обмен документами между судебными инстанциями.
«Сегодня значительная часть решений, используемых при создании всей комплексной системы, создано отечественными разработчиками, – подчеркнул Дмитрий Фомин. – по окончанию проекта мы добьемся показателя, близкого к 50%».
Так, в формировании электронного дела используются планетарные сканеры Optima-V (производятся в Иркутске), не требующие расшивки материалов дел. Программное обеспечение для публикации видеопротоколов заседаний в Личном кабинете – разработка генерального подрядчика – компании «Крок». А в централизованном дата-центре присутствуют серверы российской компании «Аквариус».
Как будет организовано взаимодействие с ведомствами
Новая система должна обеспечить электронное взаимодействие судов с ведомствами. Таких ведомств 12 – это Следственный комитет, Верховный суд, МВД России в лице множества своих подразделений, Федеральная налоговая служба (ФНС), Росреестр, Прокуратура, Федеральная служба судебных приставов (ФССП), Почта России, Управление Федерального Казначейства по г.Москве и др. В настоящее время идет проработка юридических аспектов работы системы и согласования возможности ее интеграции с ведомствами, которые непосредственно задействованы в судебных процессах.
Так, взаимодействие с Федеральной службой судебных приставов уже реализовано, правда, пока только в пилотном режиме. И ведомство, и суды надеются, что благодаря внедрению новых технологий сроки исполнения судебных решений значительно сократятся. На этапе подачи заявления в суд граждане могут заявить о необходимости принятия обеспечительных мер. Эта информация будет мгновенно передаваться в ФССП в электронном виде. Затем, если судом будет вынесено решение о взыскании денежных средств, а истец заранее предоставит ему реквизиты для перевода денег, электронный исполнительный лист немедленно отправится в службу судебных приставов, и уже через день средства поступят на счет истца. Тестирование такого решения начнется в Бутырском районном суде уже в ближайшее время.
Электронная форма взаимодействия налаживается и с Федеральным Казначейством, которое осуществляет выплаты гражданам в случае, если их права были нарушены в ходе судебного заседания.
Видеофиксация заседаний в действии
Члены Общественной комиссии получили возможность собственными глазами увидеть, как работает целый ряд модулей создаваемой системы. Наибольший интерес вызвала уже внедренная в Московском городском и 23 районных судах возможность видеофиксации хода судебного заседания, позволяющая не только следить за процессом в режиме онлайн, но и впоследствии анализировать его запись.
«Когда мы только начали использовать систему видеофиксации хода судебного заседания, мы увидели много интересного, – рассказывает Ольга Егорова, председатель Московского городского суда. – Теперь, когда каждый судья знает, что за ходом процесса наблюдают, он проходит в строгом соответствии с требованиями закона». Сегодня система видеофиксации запускается секретарем суда в самом начале судебного заседания. Однако прорабатывается возможность сделать так, чтобы без видеозаписи заседание вести было невозможно.
«Когда в судебном процессе участвуют только судья, прокурор и адвокат – это одно. Но когда они знают, что судебный процесс записывается на видеокамеру, и за его ходом можно наблюдать в режиме онлайн, это очень дисциплинирует, – продолжает Владислав Гриб, вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ. – В тоже время, такая открытость становится инструментом защиты адвокатов, прокурора, судей и других участников процесса от недобросовестных обвинений. Очень часто проигравшая сторона пытается сослаться на несовершенство судебной системы или необъективность конкретного судьи. Теперь станет существенно сложнее выдвигать голословные обвинения».
Новые идеи
Как известно, аппетит приходит во время еды. Едва оценив уже появившиеся новые возможности, судьи уже задумываются об их расширении. Так, информационные технологии должны существенно упростить процесс ознакомления с материалами дела, которые иногда составляют десятки томов. Сегодня это делается двумя способами. Первый – осужденный в сопровождении конвоя приезжает в суд, где изучает материалы, часто на протяжении длительного времени. Второй – суд отправляет в места лишения свободы копии материалов дела, на подготовку которых порой тратится чрезвычайно много времени. После того, как все дела будут переведены в электронную форму, появится возможность знакомиться с ними в информационных киосках по месту нахождения заключенного.
По мнению членов Общественной комиссии, в рамках проекта также необходимо предусмотреть возможность создания отдельного ресурса для журналистов, которые после получения соответствующей аккредитации могли бы следить за ходом судебного заседания в режиме онлайн и знакомиться с материалами дела. «Главное законодательное ограничение – закон «О персональных данных», который серьезно де-факто и де-юре ограничивает права журналистов. Думаю, нам необходимо найти какое-то разумное решение вопроса о том, какая информация может быть открытой, можем ли выложить все судебные дела, документы в открытый доступ, – говорит Владислав Гриб. – И это вопрос не технологический и даже не правовой. Это вопрос готовности нашего общества к такого рода изменениям. Нужна серьезная работа, изучение опыта, чтобы найти баланс между неприкосновенностью частной жизни, с одной стороны, и открытостью правосудия с другой».
В целом члены комиссии уходили из Мосгорсуда впечатленными. Ее председатель, главный редактор газеты «Московский комсомолец» Павел Гусев отметил: «Мы присутствуем при рождении уникальных возможностей судебной системы. Это революция!». Главный редактор «Независимой газеты» Константин Ремчуков подчеркнул, что демонстрация электронных возможностей, бесспорно, производит сильное впечатление. Он надеется на то, что технологии будут способствовать открытости правосудия и повышению доверия граждан к судебной системе.